Новая компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), закон об образовании которой президент Дмитрий Медведев
подписал 17 июля, будет финансироваться из трех основных источников:
за счет субсидий федерального бюджета, взимания платы за проезд
и привлеченных средств, рассказал накануне замглавы Минтранса РФ Олег Белозеров
.
Создание госкомпании, которая будет иметь форму некоммерческой
организации, планируется завершить в течение полугода. В эти же сроки,
по его словам, будут утверждены кандидатура на пост главы госкомпании
и наблюдательный совет «Автодора».
Из госбюджета новая компания
будет получать ежегодно от 50 до 100 млрд руб., сообщил Белозеров,
однако субсидирование завершится уже в 2015 году, когда «Автодор»
должен будет выйти на самоокупаемость. Всего до 2015 года компания
должна будет привлечь финансирование на 1 трлн руб. из различных
источников. При этом средств частных инвесторов надо получить «как
можно больше», признает Минтранс, чтобы можно было развивать в стране
платные дороги.
Предполагается, что «Автодору» будет передано
18,3 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе 6,1
тыс. км — для создания сети автомагистралей и скоростных дорог и 12,2
тыс. км — для приведения федеральных дорог, работающих в режиме
перегрузки, в нормативное состояние и поэтапного их перевода в режим
платной эксплуатации.
В понедельник Росавтодор заключил
концессионное соглашение на право финансирования и строительства
участка платной автодороги «Москва — Санкт-Петербург» (15-58 км)
с консорциумом ООО «Северо-западная концессионная компания»
(сформирован европейскими компаниями Vinci и Eurovia). Средневзвешенный
тариф для проезда по трассе, согласно условиям конкурсного предложения,
должен будет составить 3,6 руб. за км. Строительство участка
планируется начать в будущем году и завершить его в течение трех лет.
Общая стоимость строительства оценивается в 60 млрд руб., из которых 23
млрд руб. будет выделено правительством РФ, остальные привлечены
консорциумом. Как сообщается, в финансировании примут участие
Европейский инвестиционный банк, Евроазиатский банк развития, ЕБРР
и ВЭБ. Общая длина головного участка автомагистрали составит 43 км,
общее число полос движения — 8-10. Трасса начнется от существующей
Бусиновской развязки на МКАД (15 км). На участке 15-29 км трасса
пройдет восточнее и северо-восточнее города Химки, обойдет с севера
район Молжаниново, пересечет канал им. Москвы, Международное шоссе
(подъезд к аэропорту «Шереметьево-2») и Шереметьевское шоссе (подъезд
к аэропорту «Шереметьево-1»). Проект должен решить ряд транспортных
проблем столичного региона, в частности, обеспечить скоростной подъезд
к аэропорту «Шереметьево» и к городам Химки, Долгопрудный, Зеленоград
и др., рассчитывает Минтранс.
В 2010 году министерство планирует
объявить 3 тендера на заключение концессионных соглашений на право
финансирования, строительства и управления участками платных дорог,
сообщил Белозеров. Он отметил, что ведомство прорабатывает проектную
документацию на несколько участков платных автодорог, в частности,
для участка трассы М1 «Беларусь», М4 «Дон», М7 «Волга», участков дороги
«Москва — Санкт-Петербург», «Москва — Минск». «Думаю, что в этом году
мы не успеем объявить следующие тендеры, до конца года будем
прорабатывать проектную документацию на строительство нескольких
участков дорог. В 2010 году планируем объявить два-три конкурса
по строительству участков Центральной кольцевой автодороги, выхода
на трассу Москва — Санкт-Петербург со стороны Петербурга, а также
на участок дороги Москва-Минск», — сказал замминистра.
Белозеров также сообщил, что Минфин и ВЭБ предлагают использовать
пенсионные накопления в качестве гарантии по валютным рискам, которые
препятствует более активным инвестициям в дорожный сектор. Помимо
этого, рассматривается механизм гарантирования с участием ЕБРР —
«сложная схема последовательного размещения депозитов в российских
банках и ЕБРР». «Проблема валютных рисков сейчас вышла на первый
план», — констатировал он.
Редакция ИА «Финмаркет»