Для получения кредита или
банковской карты клиент будет общаться с кредитным инспектором через
канал удаленного доступа, уточнил он. Орловский не назвал, сколько
денег банк готов потратить на закупку новых устройств и сколько их
будет куплено. «Мы закупаем несколько тысяч банкоматов в год. В планах
до 2014 г. — несколько десятков тысяч», — цитирует его «Прайм-ТАСС».
На 1 июля 2009 г. у Сбербанка было 7900 платежных терминалов и 20 000
банкоматов, из которых 19 900 принимают платежи за коммунальные услуги
и телефонию, а 3800 — наличные для зачисления на карту.
«Для новых функций банкомату часто достаточно добавить модулей —
например, на Западе банкоматы продают лотерейные билеты», — говорит
директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых.
Выдавать кредиты через банкоматы и сейчас возможно по аналогии с
приемом вкладов — идентифицируя владельца карты банка, которую он
когда-то получил. Сейчас многие банки предлагают клиентам при первом
обращении подписать генеральный договор на предоставление разных услуг,
чтобы не посещать банк многократно: это облегчает предоставление новых
продуктов к уже существующим. Сбербанк тоже внедряет подобный договор,
напомнила Дворовых.
«Многие банки думают о кредитовании через банкоматы, но это затратная
процедура — надо “научить” банкоматы обсуждать с клиентом кредитные
лимиты и знакомить их под роспись (или ее электронный аналог) с
реальной стоимостью кредита. А это новое программное обеспечение на всю
сеть», — говорит Дворовых.
Есть у банков и возможность предоставить кредит через платежный
терминал. «Многие розничные банки ведут переговоры с крупными сетями
терминалов о прескоринге плательщиков», — рассказал председатель
комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной
ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким.
«Самое
трудное и дорогое для банка в привлечении заемщика — это отобрать
правильного. И один из способов это сделать — посмотреть, за что и
какие суммы он регулярно платит. Например, через терминал», — говорит
он. Банк может заключить соглашение с сетью терминалов, которая будет
автоматически отбирать клиентов с определенным объемом платежей и
показывать им на терминале баннер или посылать sms-сообщение с текстом:
«Вам предварительно одобрен кредит банка Х, можете посетить отделение».
Данные плательщика банкам при этом не предоставляются. Если
клиент согласится и получит кредит банка, тот поделится прибылью с
сетью терминалов — по словам Кима, банки готовы отдавать до 3-6%
годовой ставки, которую платит заемщик. Пока ни один такой проект не
заработал, но сотрудничество возможно даже при том, что 1 января
вступит в силу более жесткий закон о защите персональных данных. В
таком случае сетям терминалов придется просить клиентов давать согласие
на то, чтобы им поступали предложения третьих лиц, говорит Ким.
Кроме новых банкоматов Сбербанк хочет устанавливать в отделениях
устройства, которые смогут идентифицировать клиентов по биометрии лица
и отслеживать эффективность их обслуживания, сообщил Орловский. Для
предотвращения конфликтов с операционистами будет установлена система
«измерения напряженности разговора», добавил он.
«В западных банках есть такие устройства — они фиксируют время
разговора операциониста с клиентом, автоматически включают запись
разговора при повышении голоса», — говорит Ким. Такие устройства имеют
две или три кнопки для того, чтобы клиент выразил степень
удовлетворения обслуживанием. Вся информация с устройств собирается и
анализируется специальной системой, по отдельности такие приборы не
имеют смысла, говорит Ким. Для сети, подобной Сбербанку, установка
такой системы обойдется в миллионы долларов.
Елена Хуторных
|