Москва. 11 ноября. IFX.RU — Чтобы
привлечь максимальное число новых клиентов, представители финансового
рынка идут на всевозможные ухищрения. Одним из испытанных приемов
является психологическая атака в виде рекламы, рассказывающей
потенциальному потребителю о наивысших достоинствах товара или услуг
словами «первый, "главный” и пр. И еще граждане любят, чтобы было
"бесплатно”».
Свято веря, что банки просто мечтают
облагодетельствовать их кредитом по ставке 0% годовых, граждане
забывают об осторожности и, не вникая в «мелкие» детали, подписывают
кредитный договор. В результате эта «мелочь», набранная плохо читаемым
шрифтом, оборачивается огромными проблемами.
В итоге
впечатлительные и малограмотные в финансовом отношении россияне
частенько попадают в затруднительные ситуации. Помочь согражданам
избежать соблазнов и лучше видеть текст собирается Федеральная
антимомнопольная служба (ФАС).
Антимонопольщики подготовили
проект поправок в закон о рекламе, согласно которым при рекламе
финансовых услуг необходимо все существенные условия указывать единым
шрифтом.
Как сообщил в среду журналистам замглавы службы Андрей
Кашеваров, соответствующие поправки предлагается внести в статью 28
закона о рекламе.
По его словам, на данный момент в требованиях
к рекламе финансовых услуг говорится, что если в рекламе указывается
хотя бы одно из существенных условий, то должны быть указаны все
остальные. «Тот формат рекламы, который мы видим, сводится
к следующему: 0% за кредит и дальше убористый текст по всем прочим
условиям. Мы предлагаем эту норму дополнить словами, что если в рекламе
указано одно из существенных условий, все другие условия должны быть
указаны одним шрифтом», — сообщил А. Кашеваров.
Но проблемы
могут возникнуть не только у тех граждан, кто не смог прочитать то, что
набрано мелким шрифтом. Некоторые банки, предлагая свои кредитные
продукты, не торопятся просвещать клиентов, во сколько в итоге им
обойдутся заемные средства. Банки утаивают размеры эффективной ставки
по кредиту, утверждалось в своем исследовании «Потребительские
нецелевые кредиты наличными: тарифы ведущих банков России» компании
Symbol-Marketing. В итоге ставка вполне может оказаться вдвое, а то
и втрое больше чем та, которая будет указана в рекламном буклете. И
далеко не каждый специалист может разобраться в договоре.
Для
повышения финансовой грамотности населения Центробанк даже подготовил
короткий мультфильм о том, как нужно подходить к вопросу о получении
кредита в банке. В коротком ролике среди прочего настоятельно
рекомендуется внимательно читать кредитный договор.
Не правильно
«пишут» и обменники валюты. В июне этого года ФАС разбиралась с теми
из них, которые пытались обмануть клиентов, указывая на щитах более
привлекательный курс, чем на самом деле. В результате проверки три
московских банка были оштрафованы.
Кроме того, сейчас служба
подготовила поправки, уточняющие общие требования к рекламе. ФАС
подготовила список определений, которые будет запрещено использовать
в применении к товарам или услугам. «Запрещается использовать слова
"первый”, "главный”. Все что придумали и нашли в словарях, относящихся
к превосходным степеням, то и предложили», — сообщил представитель ФАС,
пояснив, что данный пакет поправок согласован с Минэкономразвития
и ФСФР.